Галкин Стас (gstas) wrote,

Соловки 2012

Отчет о водном походе
по Соловецким островам в августе 2012 года

Специально не указываю, какая была погода. Все равно, у вас она будет другая. Хотя нам везло, и дождей почти не было, что для Соловков не характерно.

kmz-файл с точками для GoogleEarth.

Плывем 5 байдарками. В группе 8 взрослых и 8 детей от 4 до 11 лет.

Режим питания в ходовые дни: горячий завтрак и ужин, холодный перекус + перекус в лодку. Поэтому мы не были завязаны на подходящее место для обеда. На дневках с обедом.

Направления левый/правый везде указаны по ходу нашего движения.

12/08/2012
Приехали в ночь в Кемь: кто на поезде, а кто и на машине.
Приехавшие на поезде переночевали на вокзале и на заказанном заранее фургоне добрались до причала в Кемь-Пристань.
К 8 часам встретились все вместе, машину оставили на стоянке причала, погрузились на теплоход "Василий Косяков".
К 10 часам приплыли на теплоходе на Тамарин причал, перетащили вещи , стали собирать байдарки и паковаться. Сходили к колодцу за водой, наполнив все запасенные канистры и бутыли.
Отплыли ближе к вечеру.
По пути хотели найти лабиринты и глянуть на них. Но промахнулись, зато встали на стоянку, решив что дальше плыть поздновато.

13/08/2012

Стоим дневкой почти под боком поселка. Отсыпаемся после дороги. Собираем чернику.
Я всегда грузил байдарки босиком: на песке, в глине, торфе, мелких камушках, в иле... Но здесь крупные на дне везде валуны, и босиком очень не удобно.
Поэтому ходим в поселок, покупаем сплавные тапочки и кеды. Вечером желающие посещают заключительный концерт  фестиваля авторской песни "На Соловецких островах".
Приезжают полицейские и лесник с претензией, что мы здесь стоим. Наш руководитель улаживает этот вопрос.

14/08/2012
Остановка с перекусом на мысу Печак (не помню, на Западном или Восточном).
Ночевка на кострище с сидушками. Места под палатки не много, зато прямо на чернике. Рядом ручей, где можно пополнить запас воды.

15/08/2012
Сильная волна, поэтому плывем мало и осторожно. Останавливаемся на ночевку рано.
Сильный ветер, но мы прячемся в деревья, где организуем новое костровище (потом закладываем его за собой дерном).
На берегу - черника.
Дрова есть, если пройти вглубь берега за болотце к хвойному леску.

16/08/2012
Ветер слабее. Выплываем.
Перекус на дамбе (остановка за ней).
В дамбе три прохода. В них течение при приливе/отливе. Для байдарок проходим средний.
У начала дамбы (на Б.Соловецком) есть костровище.
В проливе Северные Железные Ворота мелко/узко и заметное течение. Для нас - встречное. Выгребаем байдарки по одной, без детей.
Ночевка на открытом берегу, там, где должен быть хутор Городок. Дрова и костровище есть. Тент приходится натягивать на веслах и кольях.

17/08/2012
Перекус в пос. Ребалда.
Заправка водой в колодце (вода коричневая и не вкусная).
Прогулка к сушилке водорослей.
Ночевка на мысу Овсянников прямо напротив острова.
Организуем своё костровище (потом заложим его дерном).

18/08/2012
Дневка.
В отлив появляется перешеек между берегом и островом. Сильно обнажается дно в заливе. Можно набрать мидий на обед.
Вокруг черника и грибы.

19/08/2012
Очень далеко приходится грузить байдарки (пришлось перенести их из залива, где нет воды). Тем, кто грузится позднее помогает идущий прилив.
Снова сильная волна, поэтому папы перегоняют груженые лодки до начала губы Грязной, а дети и мамы идут пешком. По пути кусочек дороги в прилив уходит под воду, поэтому детей и мам :-) приходится перетаскивать на плечах.
Доплываем до ручья, вытекающего из озера в море. Волок по тропе вдоль левого берега ручья.
Ночуем на берегу озера.

20/08/2012
После отплытия промахиваемся местом волока и успеваем перетащить почти все вещи и байдарки в неправильном месте (к озерцу западнее нашего, а надо было юго-восточнее). Перетаскиваем все обратно и находим место правильного волока.
Волок в оз. М.Остречье по тропе вдоль левого берега ручья.
Очень скоро очередной волок в залив оз. Остречье снова по тропе вдоль левого берега ручья.
Из залива протока в озеро.
Почти под закат ищем очередной ручей. По нашей карте он должен быть напротив западного окончания следующего оз. Завозное. В поисках доплываем до крайнего западного залива, где чувствуется близость людей (рядом Савватьевский скит).
На самом деле ручей в самом узком месте между озерами Остречье и Завозное. Волок опять по тропе вдоль левого берега ручья.
Ночевка на оз. Завозное.

21/08/2012
Из оз. Завозное в Криводорожное ведет узкая, но проходимая протока.
В первом попавшемся месте начинаем волок из оз. Криводорожное к оз. Б.Красное. Стоило провести разведку, тогда можно было немного выгадать в расстоянии.
Вытаскиваем все на дорогу и в несколько ходок переносим к дамбе у Б.Красного.
Находим оборудованное место у лодочной пристани и устраиваем там полудневку.

22/08/2012
Чтобы не запутаться на Б.Красном, следите за белыми указателями.
На оз. Щучье явно есть места для стоянок.
Собирались встать на последнюю ночёвку у дороги на оз. Нижний Перт, но проплывая мимо протоки в оз. Питьевое свернули туда.
Протока закрыта чем-то вроде утонувшего мостика, не проходимого для весельных лодок. Но байдарки могут просочиться по левому краю. Никаких предупреждений нет и мы проплыли в Питьевое.
Ночевка на костровище на мысу. Дрова на бугре. Напротив дорога, по которой иногда проезжают машины.
Пришел тот же лесник. Оказалось что мы стоим в водоохранной зоне и "светим" ярко-оранжевым тентом. Тент пришлось снять и, вообще, стараться вести себя потише.

23/08/2012
Дневка. Все ждем возврата лесника.
Собираем чернику и варим варенье. Желающие ходят в поселок.
Антистапель байдарок.

24/08/2012
Утром на противоположный берег приходит автобус и отвозит нас с вещами к пристани. Складываем рюкзаки во дворе одного из домов (договорились накануне).
Экскурсия по монастырю (заказали накануне). Вольные прогулки по поселку и к лабиринтам.
К 17 часам погрузка на теплоход. На обратном пути немного штормит и вещи на полуюте иногда подмачивает захлестывающей волной.
На том же фургончике безмашинные участники похода добираются до вокзала, а мы грузимся в свою машину и отправляемся в путешествие к дому (об этом отдельный отчет).

Дополнительно почитайте отчет нашего руководителя.